В любой непонятной ситуации - зови орлов!
От Нари. Очень интереснои исследование
АРЧЕТ 2 1991 год
Во "Властелине Колец" действуют четыре мага. Три - из Совета мудрейших, один - ясно, откуда. Но интересны не только они сами как участники событий конца Третьей Эпохи Средиземья, интересны и их имена, и их цвета.
Вначале кое-какие сведения из теоретической магии.
В настоящее время в этой отрасли знаний выделяются шесть цветов-разделов: белая и черная, желтая и серая, красная (пурпурная) и зеленая.
читать дальшеБелый маг - как все знают - добрый маг.
Черный маг - как все знают - злой маг.
Желтый маг - начинающий. "Я не волшебник, я только учусь", - говорит мальчик-паж Золушке. Желтый маг хочет делать добро, но, не умея полностью контролировать свои силы и последствия заклинания, может, сам того не желая, принести зло.
Серый маг - мастер. Его не упрекнешь в недостаточном знании или неумении. Ему не хватает самодисциплины, сдержанности. Помните? "Если ты меня сейчас же не впустишь, Фродо, я тебе не то что дверь высажу, я всю твою лачугу загоню в тартарары!"
"И еще, к слову: надеюсь. Лавр не замедлит отослать письмо. Он человек как человек, только память у него - дырявое решето. Забудет - суп из него сделаю".
"А теперь вот я даже не знаю, чего от него ждать: или все пиво мне сквасит, или вообще меня самого в чурбан превратит - у него это мигом,он на расправу-то скор. Может, потом и пожалеет, да ведь сделанного не разделаешь". (Правда, как оказалось впоследствии, Гэндальф с пивом наколдовал в лучшую сторону.)
Понятие о Красной и Зеленой магии было введено на Всемирном Конгрессе Магов в 1988 году. Но что обозначают эти разделы – мне неизвестно.
Таким образом, в Совете мудрейших оказываются вакантными два места - желтого и зеленого магов. Возможно, зеленая магия - растительная, а желтая?
Подбор имен магов также не является случайным. Толкин, будучи филологом, в данном случае использовал корни восточных языков.
САУРОН ЧЕРНЫЙ. "Саур-, сур-" - тюркский корень, означающий "черный". В "Старшей Эдде" упоминается огненный великан Сурт - "черный", который участвует в битве с богами перед концом мира.
САРУМАН БЕЛЫЙ. "Cap-, capy-" - индоиранский, означающий "белый".
В низовьях Дона находилась столица Хазарского каганата Саркел, в переводе "Белая крепость". Русичи называли город "Белая Вежа".
Вторая часть имени для меня достаточно загадочна, но в праславянском языке "манъ" - "морока, наваждение, обманщик, лжец, нечистый дух", восходит к праиндоевропейскому "ма-" - "обманывать, колдовать " (ср. мара - призрак, видение, наваждение, колдовство, нечистый дух). (См. "Этимологический словарь славянских языков", т. 17).Но имел ли Толкин в виду такое толкование, когда придумывал это имя?
РАДАГАСТ КАРИЙ. По поводу этого имени в "Мифологическом словаре" говорится: "У балтийских славян Сварог (Сварожич) иначе называвшийся Радегаст, Радигаст, Редигост, Риедигост, почитался в культовом центре редариев Ретре-Радгосте как один из главных богов, атрибутами которого были конь и копье, а также огромный вепрь, согласно легенде, выходивший из моря (ср. вепря как зооморфный символ Солнца)".
И еще один отрывок, из работы доктора исторических наук А. Кузьмина "Одоакр и Теодорих" (сб. "Дорогами тысячелетий", М, 1987): "Германские авторы обычно называли балтийских славян венедами или вандалами, причисляя к ним также герулов. Это значит, что все перечисленные имена были не германскими. Славяне же пришли сюда лишь в пятом веке, когда вандалы уже ушли на юг, а здесь были ославянены их остатки, равно как остатки и других некогда здесь обитавших племен. Генеалогия герулов, вандалов и венедов по-своему отразила процесс ассимиляции: в ней перемешаны славянские и неславянские имена, в том числе и родственные гунно-фризским. Уже в начале нашей эры называются имена Всеслав и Вячеслав (Вышеслав). К четвертому веку отнесен Мечислав, и с этого времени следует ряд Радагастов. При Радигасте I отмечается движение герулов в Италию, причем называется имя императора Гонория и указана дата - 388 г. н. э.".
Имя это явно двучленное, как и многие подобные славянские имена. О значении второго корня "гаст" судить не берусь. А "рад, рада" можно сопоставить с "руда, рудый" - "красный, рыжий", причем в различных диалектах это могли быть разные оттенки. В эту же цветовую группу можно отнести и "карий".
ГЭНДАЛЬФ СЕРЫЙ. Как ни странно, самое сложное для меня имя.
"Гэнд, ганд" - явно должно быть что-то связаное с серым цветом. Но в каком языке?
В Веданте (древнеиндийская космология) Гандхарвалока - мир небесных духов, где "лока" - "мир как составная часть Вселенной".
В джайнской мифологии (Индия) Гандхари - одна из 16 богинь магических познаний (одна из Видьядеви).
Гандхарвы - в древнеиндийской мифологии класс полубогов. В "Ригведе" упоминается только один Гандхарв - хранитель божественного напитка "сомы". Там же Гандхарв, пребывающий в верхнем небе, связан с Солнцем и солнечным светом.
Гандальв упоминается в "Прорицании Вельвы " ("Старшая Эдда"
вместе с Виндальвом среди цвергов. Это позволяет подтвердить двучленную структуру имени и рассмотреть вторую его часть: "альв".
Цверги - карлики в германо-скандинавской мифологии, которые позднее смешивались с альвами и другими природными духами. Иногда цвергов называют черными альвами в отличие от других альвов белых (светлых).
Альвы - в скандинавской мифологии - низшие природные духи, имевшие отношение к плодородию. Им был посвящен особый культ. Иногда альвы даже смешиваются с ванами - младшими богами (в "Старшей Эдде"
. Ванам же приписывались колдовство и пророческий дар.
Германо-скандинавские (т. е. более древние) альвы превратились в собственно германской мифологии в эльфов. Эльфы делятся на белых (светлых), серых и черных (темных). Светлые эльфы - духи воздуха, атмосферы. Темные эльфы - гномы, подземные кузнецы, хранящие в горах сокровища. Серые эльфы обитают в горных ущельях или на горных вершинах. Духи сумерек. В христианское время темные и черные слились. Возродились в виде водных эльфов, живущих в Стране Вечной Молодости под морскими волнами или в любой воде.
Итак, если судить по вышеприведенным данным, то Гэндальфу сам Илуватар велел быть Серым эльфом, объединяющим различные народы Средиземья.
И в заключение — вопросы:
1. Связан ли корень "гэнд, ганд" с обозначением цвета?
2. Что означает вторая часть имен магов : "-рон", "-ман", "-гаст"?
3. Случайно ли маги у Дж. Р. Р. Т. подпадают под современную классификацию видов магического искусства, и где, в таком случае, еще два мага - желтый и зеленый?
АРЧЕТ 2 1991 год
Во "Властелине Колец" действуют четыре мага. Три - из Совета мудрейших, один - ясно, откуда. Но интересны не только они сами как участники событий конца Третьей Эпохи Средиземья, интересны и их имена, и их цвета.
Вначале кое-какие сведения из теоретической магии.
В настоящее время в этой отрасли знаний выделяются шесть цветов-разделов: белая и черная, желтая и серая, красная (пурпурная) и зеленая.
читать дальшеБелый маг - как все знают - добрый маг.
Черный маг - как все знают - злой маг.
Желтый маг - начинающий. "Я не волшебник, я только учусь", - говорит мальчик-паж Золушке. Желтый маг хочет делать добро, но, не умея полностью контролировать свои силы и последствия заклинания, может, сам того не желая, принести зло.
Серый маг - мастер. Его не упрекнешь в недостаточном знании или неумении. Ему не хватает самодисциплины, сдержанности. Помните? "Если ты меня сейчас же не впустишь, Фродо, я тебе не то что дверь высажу, я всю твою лачугу загоню в тартарары!"
"И еще, к слову: надеюсь. Лавр не замедлит отослать письмо. Он человек как человек, только память у него - дырявое решето. Забудет - суп из него сделаю".
"А теперь вот я даже не знаю, чего от него ждать: или все пиво мне сквасит, или вообще меня самого в чурбан превратит - у него это мигом,он на расправу-то скор. Может, потом и пожалеет, да ведь сделанного не разделаешь". (Правда, как оказалось впоследствии, Гэндальф с пивом наколдовал в лучшую сторону.)
Понятие о Красной и Зеленой магии было введено на Всемирном Конгрессе Магов в 1988 году. Но что обозначают эти разделы – мне неизвестно.
Таким образом, в Совете мудрейших оказываются вакантными два места - желтого и зеленого магов. Возможно, зеленая магия - растительная, а желтая?
Подбор имен магов также не является случайным. Толкин, будучи филологом, в данном случае использовал корни восточных языков.
САУРОН ЧЕРНЫЙ. "Саур-, сур-" - тюркский корень, означающий "черный". В "Старшей Эдде" упоминается огненный великан Сурт - "черный", который участвует в битве с богами перед концом мира.
САРУМАН БЕЛЫЙ. "Cap-, capy-" - индоиранский, означающий "белый".
В низовьях Дона находилась столица Хазарского каганата Саркел, в переводе "Белая крепость". Русичи называли город "Белая Вежа".
Вторая часть имени для меня достаточно загадочна, но в праславянском языке "манъ" - "морока, наваждение, обманщик, лжец, нечистый дух", восходит к праиндоевропейскому "ма-" - "обманывать, колдовать " (ср. мара - призрак, видение, наваждение, колдовство, нечистый дух). (См. "Этимологический словарь славянских языков", т. 17).Но имел ли Толкин в виду такое толкование, когда придумывал это имя?
РАДАГАСТ КАРИЙ. По поводу этого имени в "Мифологическом словаре" говорится: "У балтийских славян Сварог (Сварожич) иначе называвшийся Радегаст, Радигаст, Редигост, Риедигост, почитался в культовом центре редариев Ретре-Радгосте как один из главных богов, атрибутами которого были конь и копье, а также огромный вепрь, согласно легенде, выходивший из моря (ср. вепря как зооморфный символ Солнца)".
И еще один отрывок, из работы доктора исторических наук А. Кузьмина "Одоакр и Теодорих" (сб. "Дорогами тысячелетий", М, 1987): "Германские авторы обычно называли балтийских славян венедами или вандалами, причисляя к ним также герулов. Это значит, что все перечисленные имена были не германскими. Славяне же пришли сюда лишь в пятом веке, когда вандалы уже ушли на юг, а здесь были ославянены их остатки, равно как остатки и других некогда здесь обитавших племен. Генеалогия герулов, вандалов и венедов по-своему отразила процесс ассимиляции: в ней перемешаны славянские и неславянские имена, в том числе и родственные гунно-фризским. Уже в начале нашей эры называются имена Всеслав и Вячеслав (Вышеслав). К четвертому веку отнесен Мечислав, и с этого времени следует ряд Радагастов. При Радигасте I отмечается движение герулов в Италию, причем называется имя императора Гонория и указана дата - 388 г. н. э.".
Имя это явно двучленное, как и многие подобные славянские имена. О значении второго корня "гаст" судить не берусь. А "рад, рада" можно сопоставить с "руда, рудый" - "красный, рыжий", причем в различных диалектах это могли быть разные оттенки. В эту же цветовую группу можно отнести и "карий".
ГЭНДАЛЬФ СЕРЫЙ. Как ни странно, самое сложное для меня имя.
"Гэнд, ганд" - явно должно быть что-то связаное с серым цветом. Но в каком языке?
В Веданте (древнеиндийская космология) Гандхарвалока - мир небесных духов, где "лока" - "мир как составная часть Вселенной".
В джайнской мифологии (Индия) Гандхари - одна из 16 богинь магических познаний (одна из Видьядеви).
Гандхарвы - в древнеиндийской мифологии класс полубогов. В "Ригведе" упоминается только один Гандхарв - хранитель божественного напитка "сомы". Там же Гандхарв, пребывающий в верхнем небе, связан с Солнцем и солнечным светом.
Гандальв упоминается в "Прорицании Вельвы " ("Старшая Эдда"

Цверги - карлики в германо-скандинавской мифологии, которые позднее смешивались с альвами и другими природными духами. Иногда цвергов называют черными альвами в отличие от других альвов белых (светлых).
Альвы - в скандинавской мифологии - низшие природные духи, имевшие отношение к плодородию. Им был посвящен особый культ. Иногда альвы даже смешиваются с ванами - младшими богами (в "Старшей Эдде"

Германо-скандинавские (т. е. более древние) альвы превратились в собственно германской мифологии в эльфов. Эльфы делятся на белых (светлых), серых и черных (темных). Светлые эльфы - духи воздуха, атмосферы. Темные эльфы - гномы, подземные кузнецы, хранящие в горах сокровища. Серые эльфы обитают в горных ущельях или на горных вершинах. Духи сумерек. В христианское время темные и черные слились. Возродились в виде водных эльфов, живущих в Стране Вечной Молодости под морскими волнами или в любой воде.
Итак, если судить по вышеприведенным данным, то Гэндальфу сам Илуватар велел быть Серым эльфом, объединяющим различные народы Средиземья.
И в заключение — вопросы:
1. Связан ли корень "гэнд, ганд" с обозначением цвета?
2. Что означает вторая часть имен магов : "-рон", "-ман", "-гаст"?
3. Случайно ли маги у Дж. Р. Р. Т. подпадают под современную классификацию видов магического искусства, и где, в таком случае, еще два мага - желтый и зеленый?
@темы: Есть что почитать, Эльфы, гномы, хоббиты и прочие люди, Феанор, Эриадор, Эребор, перебор